Истоки происхождения волшебниц


«Ворожеи, колдуны, чернокнижники, чародеи, волхвы и кудесники. Ворожеями называют тех ведьм, кои посредствам некоторых трав, кореньев и наговоров на вино, масло и воду вылечивают разные болезни или оные насылают.»
Знания ведовства уходят корнями в древнерусское и далее – в древнеславянское язычество, в мир волхвов и ведунов – жрецов славянских эзотерических культов. Подобно кельтским друидам – их богам, на них лежали обязанности высшего плана: отправление общеплеменных ритуальных актов – «соборов», их организация, устройство святилищ, выполнение погребальных обрядов, аграрная магия, хранение и разработка учения, тогда как на долю женщин-чародеек отводилась деятельность в практических жизненных ситуациях, начиная от гадания, изготовления зелий и напитков любовного свойства и кончая исцелением больных.

Борьба христианства с язычеством в X – XI веках и позднее, уничтожившая в результате жрецов-волхвов, практически не коснулась простого сословия, в котором жила основная масса ведьм «богомерзких баб». К волшебницам «ведьмам» русской древности обращались с всевозможными просьбами люди всех возрастов и полов, и область их ведовской практики была очень обширной. А вместе с тем велико было и их влияние на массу фактически двоеверного народа. «Русские люди прелестны и падки на волхование!» - с горечью восклицал летописец в XVI веке.

Любое занятие магией – свидетельство явного или тайного неверия в Бога, попытка своей волей так или иначе воздействовать на окружающий мир, на естественный ход событий, причем, желательно, с немедленным результатом. Поэтому для интересов христианства и церкви ведьмы «бабы богомерзкие» - хранительницы языческих преданий и волшебной мудрости – были крайне вредны: противницы христианства, они склоняли к отступничеству нетвердых верой русских христиан. В проповедях церковных деятелей средневековой Руси постоянно выражалась тревога по поводу того, что волшебницы «ведьмы» по-прежнему широко распространены среди народа и имеют на него сильное влияние.

Древнерусские ведьмы не выступали в роли открытых защитниц язычества, но продолжали заниматься тем, чему были обучены, передовая свои секреты из поколения в поколение и, по крайней мере, в первые века после принятия христианства, продолжая поклоняться языческим божествам. Древнерусские ведьмы-волшебницы тайно совершали моления, знали обрядность, помнили заклинания, рассказывали мифы («баяли басни»). В то время волшебство было еще чистым, не забытым язычеством, и в древнерусских текстах того времени эти ведьмы называемые «бабами богомерзкими» именовались еще «бабами идоломолящими», то есть язычницами, которые, помимо ведовства, «требы» служат языческим богам: «Немощь волшбою лечат, и науки, чарами, бесам трепеща приносят». На этих женщинах веками держалась русская народная традиция, обрядность, семейный и домашний обиход, сохранивший до наших дней черты древних языческих культов. А вместе с религиозными преданиями эти «бабы- ведьмы» хранили волшебные секреты и заговоры.

Борьба с ведьмами, занимающихся чародейством, стала заботой церкви с первых лет христианства на Руси. Уже статьи «Русской Правды» Ярослава Мудрого говорили о преступлениях и наказаниях ведьм, совершаемые в те времена. «Аще жена зелейница, чародеица, наузница, или муж – ее казнить, а митрополиту 6 гривен. А подумает жена на мужа своего зелием уморить или иным чем, то разлучить их».

Впрочем, известно, что даже духовенство пользовалось услугами волхвов и «богомерских ведьм», а некоторые из священников и монахов даже перенимали их волшебные хитрости. Древнерусский священник на исповеди каялся: «Согреших волхованием, и в чаровании, и назы всякая вяжа, и к волхом ходих, и к абавникам, и к бабы воржбы для, и порчи для, и болезни для, и прожитка для – где бы сыту бытии».